Мы надеемся, что наш уважаемый читатель уже достаточно проникся значимостью концепции кратко- и долгосрочности поведенческих целей - как для понимания замысла книги, так и для понимания поведения вообще. Однако мы полагаем нужным добавить к этому пониманию ещё немного деталей. Авторы отдают себе отчёт в том, что термин "срочность поведения" не абсолютно точно отражает суть феномена, который в своей основе носит информационный характер. Кратко- и долгосрочное поведение, как оно понимается здесь, это, в основном, поведение, базирующееся на меньшем или большем объёме информации, вовлечённой в принятие поведенческих решений, и в сложности алгоритмов её переработки. Понятно, что чем больше исходных данных принимается во внимание, и чем совершенее её обработка, тем надёжнее и дальше (во времени и пространстве) можно прогнозировать поведение окружающего мира, и адекватнее строить своё поведение. Но как мы уже неоднократно упоминали, сложная обработка больших объёмов информации нервной системой живых организмов весьма энергозатратна, а очень часто и вовсе непосильна для них. Это побуждает их к принятию наиболее "простых" решений, не обязательно краткосрочных в смысле расположения на шкале времени. Выглядит соблазнительным отождествить краткосрочные решения с "простыми", однако термин "простота поведения" представляется ещё менее удачным, так как существует ещё и шаблонное поведение! Инстинктивное поведение очень "просто" в субъективном смысле: увидел - захотел - сделал. Сложных рассуждений не производилось, однако, если ситуация была близка к типовой, результат может быть воистину мудрым и отнюдь не простым! Существуют сходные по смыслу термины, более адекватно отражающие отдельные стороны рассматриваемого явления. Например, в экономике и планировании применяются термины "горизонт прогноза", или "ограниченная рациональность"[57], но область их использования касается сугубо рассудочного поведения, причём, в основном, экономического характера. Инстинктивное поведение никакого прогнозирования не предполагает, и рационального мышления - тоже. А вот говорить о срочности такого поведения можно вполне. Поэтому термин "срочность поведенческих целей", как мы её понимаем здесь, представляется оптимальным для наших целей. В первой части книги мы привели в качестве аналогии курицу, несущую золотые яйца. Этот простой пример иллюстрирует альтернативу, стоящую лишь перед одним индивидом; в реальной жизни чаще приходится иметь дело с более замысловатыми комбинациями, в которых достижении долгосрочного успеха возможно лишь при скоординированной и взаимоуступчивой деятельности многих участников. Эта проблема намного серьёзнее, и даже имеет особое название - "tragedy of commons" [51] - трагедия конфликта частных интересов и общих. Например, обществу в целом выгодны высокие зарплаты работников - тем самым поддерживается высокий платёжеспособный спрос, и следовательно - высокая экономическая активность, полезная для всех и каждого. Но отдельно взятому предпринимателю выгоднее платить работникам поменьше, а в идеале - вообще ничего: ведь это повышает его прибыль! Но если все люди будут работать задаром, то они не смогут ничего и покупать! Куда девать произведённый продукт? Раздавать - тоже задаром? Но кто будет работать, если всё задаром? Экспортировать в места с иными порядками? Но тем мы разорим экономику этих мест (там ведь себестоимость выше), и скоро им тоже нечем будет платить. И такие "ловушки краткосрочности" не ограничиваются экономикой в её узком понимании; неразумные живые существа тоже сталкиваются с подобными ситуациями сплошь и рядом. Например, при ограниченности ресурсов выгоднее ограничивать общую плодовитость, но конкретно каждой особи выгодно поступать наоборот, оставляя своему соседу высокую честь самопожертвования ради процветания будущих поколений всего вида; примеры можно продолжать. Кажется очевидным, что долгосрочное поведение может быть успешным только тогда, когда его исполнитель обладает достаточно развитыми способностями к обработке информации (интеллектом в его глубоком смысле), позволяющими ему моделировать в сознании окружающий мир, и строить достаточно успешные прогнозы на сколько-то отдалённое будущее. Однако это не совсем так. Биологическая эволюция вовсе не требует и не предполагает у своих субъектов каких-то проблесков разума, тем не менее - её детища выглядят как результат стремления к очень долгосрочным целям! Достигается это очень длинной серией огромного числа краткосрочных актов, хаотически отклоняющихся от краткосрочного оптимума, с возможностью запоминать промежуточные результаты, сами по себе, не обязательно оптимальные, и использовать их как базу для следующих шагов. В этом - сама суть эволюции посредством естественного отбора. В реальном поведении такая "неразумная" долгосрочность возможна лишь в форме каких-то жёстких, изначально "нащупанных наугад" шаблонов: это либо врождённое поведение (инстинкты и рефлексы), либо несложные условные рефлексы. В человеческой культуре такие шаблоны широко представлены всевозможными устоявшимися ритуалами, традициями и религиозными догмами, выработанными человеческой культурой примерно так же, как естественный отбор оттачивает совершенство своих творений - т.е. методом проб и ошибок, с запоминанием промежуточных результатов, служащих базой последующих шагов. Да, да - нравственные догматы всевозможных вероучений в своей основе вполне материалистичны: в слабо интеллектуальной среде общественно-полезные долгосрочные стратегии поведения, выраженные в жёстких, не предполагающих обдумывания, а тем паче - критики, законах и заповедях, гораздо более эффективны, чем воззвания к здравому смыслу. И зачастую не просто эффективны, но и единственно возможны - когда индивид, сам по себе, способен лишь к краткосрочному поведению. Но механическое следование правилам, ниспосланным кем-то вышестоящим - это как раз краткосрочное поведение! Остаётся лишь нацелить эти правила на долгосрочные цели... И действительно: поведение, которое мы называем "нравственным", и незаслуженно ассоциируемым многими с Богом - "не убий", "не кради", "не лги" (и т.п.) - есть долгосрочное поведение; иными словами - поведение, ориентированное на долгосрочный успех всего социума (а через него, позже - и каждого индивида), пусть даже и ценой отказа от сиюминутной выгоды отдельных его членов. Противоположное же поведение - "аморальное", "безнравственное", "беспринципное" (и т.п.) - это поведение стремления к сиюминутному благу (или его иллюзии) для отдельных индивидов, хотя и ценой неадекватно больших потерь для всех остальных. Нравственное поведение выгодно! В том числе - и в смысле презренной материи. Но чтобы увидеть эту выгоду, нужен широкий и проницательный взгляд орла, а не озабоченный "червем насущным" взгляд клуши. И если самому глядеть по-орлиному не получается, то остаётся лишь довериться одному из орлов - рискуя быть им съеденным... Но вообще-то, для истинно долгосрочного поведения действительно нужен интеллект - как способность к сколько-то надёжному прогнозу в данных условиях. В то же время, надёжность прогноза - функция не только силы интеллекта, но и степени непредсказуемости ситуации: в тех ситуациях, когда долгосрочное поведение объективно невозможно при любом уровне интеллекта, краткосрочное, ну или умеренно среднесрочное поведение становится единственно целесообразным. Одной из таких ситуаций может быть предпочтение краткосрочных целей большей частью группы: если все лезут без очереди, то единственный путь хотя бы с какой-то вероятностью получить желаемое - действовать как все, т.е. краткосрочно. Иначе вероятность эта снижается до бесконечно малых величин; если воруют все, то жить не воруя (пусть даже у вора), крайне невыгодно - настолько, что ни о какой победе в житейской конкуренции не может быть и речи. С волками жить - по-волчьи выть... Впрочем, вариантов таких ситуаций много, и обусловлены они бывают очень многими причинам. Например, наличие эффективных механизмов "противодействия мошенникам" существенно меняет баланс выгод: выгодность долгосрочности сильно повышается даже в этих условиях. Наличие горизонтально-консолидированных социальных структур без этого просто невозможно.
|